В предыдущей главе мы рассмотрели свойства текста, в этой поговорим о том что можно сделать с шрифтом используя инструменты CSS.
Свойство font-style, в зависимости от выбранного значения, определяет стиль шрифта.
Шрифт может иметь следующие стили:
Пример:
Чем отличается курсив от наклонного текста? Курсив - это своего рода шрифт взятый из библиотеки шрифтов, а наклонный текст - это результат работы алгоритма, где каждый символ слегка наклоняется в правую сторону.
Весьма интересное свойство шрифта font-variant позволяет делать строчные буквы заглавными и уменьшенными.
Значения:
Пример:
Свойство CSS font-size - определяет размер шрифта.
Размер шрифта может быть задан в процентах или пикселях и любых других допустимых единицах измерения CSS, а так же абсолютным или относительным значением.
значения абсолютного размера шрифта:
значения относительного размера шрифта:
Пример:
Свойство font-weight - определяет жирность шрифта. Насыщенность шрифта может быть задана относительно шрифта элемента родителя с помощью следующих значений:
А также выражается в условном числовом значении от 100 до 900 с шагом 100 (100, 200, 300... 900) где значение 100 тонкий шрифт, а 900 - сверх жирный.
Пример:
Атрибут CSS font-family - указывает одно, два или три имени шрифта из библиотеки шрифтов.
Возможность указывать до трёх имен шрифтов через запятую используется разработчиками во избежание возможных проблем связанных с отсутствием, по тем или иным причинам, указанных имен в библиотеке шрифтов на компьютере пользователя.
Так например запись в стилевом описании P {font-family: Times New Roman, Arial, Verdana;} - будет указывать браузеру пользователя, что данный параграф следует писать с помощью шрифта Times New Roman, а если его по каким то мифическим причинам не окажется в его библиотеке шрифтов то следует использовать шрифт Arial, и уж если и его нет, тогда писать шрифтом Verdana.
Если же браузер не найдёт в библиотеке шрифтов пользователя ни одного шрифта из указанных то он будет использовать тот шрифт который указан в его настройках "по умолчанию"
Однако также можно указать браузеру не только какой то конкретный шрифт, но и обозначить предпочтительное семейство шрифтов из перечисленных ниже возможных
Например, если в файле CSS написать P {font-family: Times New Roman, sans-serif;} то это будет значить что если вдруг не окажится шрифта с именем Times New Roman, то следует использовать любой (или определённый в настройках браузера) доступный шрифт из семейства sans-serif - рубленых шрифтов.
Пример:
Вы наверняка обратили внимание на тот факт, что все свойства CSS предназначенные для работы со шрифтом начинаются с английского слова font (собственно шрифт).. font-family, font-size и т.д..
Так вот это неспроста.. дело в том, что все эти свойства являются "дочерними" базового атрибута CSS font в довершении главы о нем собственно и пойдёт речь.
Речь будет недолгой.. )) Итак font - (шрифт), являясь базовым атрибутом, может определять одновременно сразу несколько параметров шрифта принимая те или иные значения от следующих атрибутов:
Для более детального ознакомления с возможными параметрами смотрите каждый атрибут отдельно.
Предположим нам необходимо написать стилевое описание шрифта для тега <span> и по нашей задумке шрифт для данного тега должен быть: курсивом, жирным, иметь размер 20 пикселей и использовать шрифт Arial
Все это можно осуществить, написав следующие:
span{А можно обойтись всего одной строчкой используя базовый атрибут font.
Вот так:
span{font: italic bold 20px Arial}Мы просто перечислили нужные нам параметры "марки" font. Согласитесь, по-моему, так писать гораздо проще, к тому же код становится более компактным и лёгким для чтения как браузером, так и человеком.
Пример:
Используйте базовый атрибут font если необходимо применить к шрифту элемента более одного свойства.
Помните что текст, прежде всего, должен быть удобным для чтения и только потом красивым и стильным, а по сему советую избегать следующих вещей:
Не стоит использовать огромные и малюсенькие шрифты, это напрягает, ищите золотую середину. Так же не стоит злоупотреблять декоративными шрифтами, конечно, все эти закорючки весьма красивы, но читать длинный текст с таким шрифтом невыносимо. Выделяйте жирным только те фразы и выражения, на которых хотели бы произвести акцент, а курсивом "особые места" в тексте, к примеру, цитаты или афоризмы.
По мнению психологов, в длинном тексте должно использоваться не менее двух шрифтов, но и не более четырёх.. Причем выделение текста "особым" шрифтом должно иметь систематический характер.. Например все заголовки одним шрифтом, "основной текст" вторым, и "особый текст" третьим.